Добро пожаловать! Сайт работает в тестовом режиме, приносим извинения за возможные неудобства!

Сайт в тестовом режиме!

Курсы

Онлайн-лекция "Юродивые-шейхи в мусульманской агиографии XXI века: Вагуф-буба из с. Луткун в Южном Дагестане"

Описание:

<div class="mdesc"> <h3 class="t-lead t-lead--no-padding" style="text-align: justify;">20.11.2022 г. при поддержке Фонда Ибн Сины в сотрудничестве с ИВ РАН состоится онлайн-лекция "Юродивые-шейхи в мусульманской агиографии XXI века: Вагуф-буба из с. Луткун в Южном Дагестане". Начало трансляции в Zoom &mdash; 16:00 (по Мск).</h3> <div class="mdesc__tags" style="text-align: justify;"> <div class="mlabels"><span class="alabel alabel--tag">Наука</span></div> </div> </div> <div class="mevntcontent"> <div class="toverride"> <p style="text-align: justify;">Во время экспедиций в Южный Дагестан летом и ранней осенью 2021 и 2022 гг. автору этого доклада удалось собрать новые интересные материалы о постсоветской мусульманской агиографии начала XXI века.</p> <p style="text-align: justify;">Изучаемый край содержит множество разновременных святилищ, часть из которых почитается до сих пор, а часть заброшена и забыта. Тех, чьи могилы или места памяти почитаются тут как святые места (пир, зийарат), можно разделить на четыре группы: это арабы-исламизаторы, мусульманские ученые-&lsquo;алимы, суфии разных братств (тарикатов) и отдельные юродивые (как мужчины, так и женщины).</p> <p style="text-align: justify;">Если первые три типа неплохо изучены, то последний еще требует специального исследования. Не вполне понятно, какую роль в нарративах о ставших аулийа&rsquo; юродивых играет исламское (и книжное вообще) знание, которого они были лишены до смерти, как в этих нарративах представлены отношения принимающих паломников общин верующих с властями (государством, муфтиятом, улемами и суфиями), есть ли отличия в чудесах-карамат, совершаемых юродивыми-аулийа&rsquo;, в чем особенности материальной религиозности их культа.</p> <p style="text-align: justify;">В кейсе наиболее популярного из святых-аулийа&rsquo; Южного Дагестана, юродивого Вагуф Буба (ум. 1972) из колхоза лезгинского селения Луткун, похороненного рядом с пиром средневековых арабских исламизаторов Гаджи и Мусы, переплелись несколько нарративов. Во-первых, это советское и исламское прошлое в культурной памяти паломников и хранителей наиболее популярных святилищ. Во-вторых, юродивый включен в суфийские сети и нарративы. Наконец, важно понять, как в рассказах о чудесах Вагуф Буба воплощается постсоветское десекуляризированное настоящее, что меняется в соперничающих версиях его агиографии от рассказчика к рассказчику, какие религиозные практики связаны с двумя его святыми местами.</p> <p style="text-align: justify;">Все перечисленные выше нарративы отражаются в семантике сакрального пространства святилищ, в котором можно выделить ряд различных по совершаемым здесь обрядам и вместе с тем степени святости стоянок-манзил, которые в своей совокупности составляют обычный путь паломника. При всей консервативности культа святых, его герои, нарративы (и практики паломничества) динамично меняются в последние полвека.<br><br>Лектор:&nbsp;Бобровников В.О. &mdash; кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья.&nbsp;</p> </div> </div>

Наши партнёры:

Лекторы мероприятия