Иранский режиссер Джафар Панахи: Простая (не)случайность
Совсем недавно иранский режиссер Дж. Панахи стал обладателем Золотой пальмовой ветви, второй в истории иранского кинематографа. В 1997 году А. Киаростами, друг и коллега Панахи, получил главную награду Каннского фестиваля из рук легенды французского кино К. Денев, спустя почти тридцать лет, теперь уже сам Панахи принимает поздравления от Ж. Бинош, другой знаковой актрисы Франции. В 2025 году Джафар Панахи смотрит со сцены сквозь солнцезащитные очки, как прежде Киаростами, когда в конце девяностых следить за иранским кино было не просто модным занятием, а интеллектуальной необходимостью. Кинематографическое настоящее выглядит приятно сентиментальным оммажем славному прошлому. Или причина современного успеха иранских режиссеров лежит глубже? В работах Дж. Панахи есть все, чем прославилось иранское кино. Метод Панахи состоит в стремлении к реализму и в принципиальной роли социального комментария, в виртуозной работе с непрофессиональными актерами, в крайней степени лаконичности высказывания, а порой и вовсе доведенного до радикальной формы минимализма, в гибридной съемке на стыке игры и документа, в эмоциональной пронзительности, гармонично уживающейся с поэтичностью образов и тонкой иронией. Кроме того, Дж. Панахи удается расширить границы эксперимента в работе с реальностью и придумать новые, свои собственные методы освоения фильмического пространства. Лекция о Джафаре Панахи – это, прежде всего, приглашение к размышлению о творческой биографии самого режиссера и судьбе иранского кинематографа.