Онлайн-лекция "Суфизм / нео-суфизм и новые религио
<div class="mdesc"> <div class="mdesc"> <h3 class="tlead tlead--block">09 апреля 2021 г. при поддержке Фонда Ибн Сины состоится онлайн-лекция Константина Сергеевича Васильцова "Суфизм / нео-суфизм и новые религиозные движения New Age". Начало трансляции — в 18:00 (по Мск)</h3> <div class="mdesc__tags"> <div class="mlabels" style="text-align: center;"><a class="abtn abtn--purple abtn--block abtn--king abtn--center js-tpui-sticky-registration__btn" href="https://fondibnsiny.timepad.ru/event/1607028/#register">Зарегистрироваться</a></div> </div> </div> <div class="mevntcontent"> <div class="toverride"> <p class="CxSpFirst"> Вплоть до середины ХХ в. суфизм, с которым европейцы впервые познакомились еще в Средние века, рассматривался западной культурой преимущественно в качестве «этнографической экзотики». Однако в 1960–1970-е гг. на волне общего увлечения восточными мистическими учениями и появления «альтернативных» религиозных движений New Age (или Новых религиозных движений, НРД), которые по праву можно отнести к одним из наиболее значительных, как по форме, так и по своему внутреннему содержанию, явлений в религиозной истории ХХ – начала ХXI вв., наряду с очевидной в последнее время тенденцией к «возвращению к истокам», т.е. к формам традиционных религий, суфизм / нео-суфизм приобретает особый статус категории европейской культуры и перестает отождествляться исключительно с мусульманской традицией, принимает все более универсалистский характер, а его новыми адептами становятся люди различных религиозных убеждений и национальностей.</p> <p class="CxSpFirst"> В середине прошлого века на Западе в сфере массовой культуры среди последователей «новых религиозный течений» возникает целый ряд интеллектуальных течений, одним из мотивов которого становится апелляция к восточным религиозным традициям, индуизму, буддизму, даосизму. Появляется и становится расхожим представление о некоей универсальной мудрости (universal wisdom) или метафизическом единстве религий (metaphysical unity ofreligions), новой духовности (new spirituality) и т.д. В том же русле происходит некоторая эволюция понятия суфизм, в его новой интерпретации довольно далеко отошедшего от аскетических практик мусульманского суфизма, богоискательства и мистических учений классического ислама, сохраняя при этом известный набор «догматических» положений, а также некоторые ритуализованные действия, как например, суфийское <em>сама‘</em>, в европейском его изводе.</p> <p class="CxSpFirst"> НРД проникают на территорию СССР в поздне-советский и бурно развиваются в пост-советский период. В начале 1990-х гг. на территории бывшего СССР появилось значительное количество, по некоторым подсчетам не менее десятка, различных религиозных или квази-религиозных движений, которые не имели непосредственной связи с западными или азиатскими конфессиональными институциями, сектами и культами. Несколько позднее к ним прибавились и суфийское движение (предмет настоящего исследования), которое стало развиваться по нескольким более или менее очевидным траекториям. На территории пост-советского пространства начали действовать сформировавшие и уже достаточно популярные на Западе международные суфийские <em>тарикаты</em> (<em>накшбандийа</em>, <em>муджадидийа</em>, <em>чиштийа</em> и др.), активная прозелетическая деятельность представителей которых способствовала появлению значительного числа неофитов в России и странах СНГ. К не менее интересным и значимым феноменам стоит отнести появление весьма различных по своему характеру течений и групп, в название которых входит термин «суфизм» или производные от него, что нередко является единственным и, по сути дела, формальным маркером, определяющим их принадлежность к суфизму. Эти движения отличает эклектичная «догматика», хаотичные и нестабильные ритуальные практики, часто принимающие форму музыкальных фестивалей («Ошо Фестиваль»), танцев («Фестиваль танцующих волшебников»), телесных экзерсисов (суфийская йога), повышенный интерес к эзотерике («Школа Мудрости»), духовным тренингам («Воплощай мечты, кружась»), практикам нетрадиционного целительства («суфийской медицине», М. Норбеков). <strong>Лектор: Константин Сергеевич Васильцов, кандидат исторических наук, научный сотрудник МАЭ "Кунсткамера" РАН.</strong> <strong>Язык лекции: русский </strong> </p> </div> </div> </div>