Аверьянов Юрий Анатольевич
кандидат исторических наук, доцент
Научные интересы: суфизм и суфийские братства; источники и историография Османской империи и Ирана, исламоведение, история культур...
Добро пожаловать! Сайт работает в тестовом режиме, приносим извинения за возможные неудобства!
Сайт в тестовом режиме!
Дата лекции: 25 June 2021
Фонд Ибн Сины
Абд аль-Маджид ибн Изз ад-Дин Фариште-заде (турецк. Фериште-оглу) родился в городе Тире близ Измира на эгейском побережье Малой Азии (греч. Феира; в древности – Тирра). О его жизни сохранилось немного сведений. Дату его кончины (864 г. хиджры/1459-60 г.) сообщает только поздний автор XIX в. Ходжа Исхак в своем антибекташийском трактате «Открыватель тайн и отвергатель зол», где он сообщает о том, что Фериште-оглу был учеником некоего Баязида, а тот в свою очередь – мюридом Шамс ад-Дина, одного из первых приверженцев и халифе Фазлаллаха Хуруфи. Фериште-оглу считается автором ряда произведений – «Книги страстной любви» («Ишк-наме»), словаря коранических терминов с переводом их на османско-турецкий язык под названием «Словарь Закона Божьего» («Лугат-и Канун-и иляхи»), трактатов «Книга загробного мира» («Ахират-наме»), «Книга наставлений» («Хидайат-наме») и «Книга снов» (Хаб-наме»). Все они представляют собой изложение учения хуруфитов на основе трудов самого Фазлаллаха. «Ишк-наме» представлено в турецких библиотеках многочисленными рукописями, из которых самая ранняя – рукопись из библиотеки Сулейманийе в Стамбуле датирована 857 г.х./1453 г. Всего известно не менее 65 списков «Ишк-наме», что говорит об особом значении этого труда для османских хуруфитов и бекташи. «Ишк-наме» состоит из введения и 32 глав (по числу букв персидского алфавита). Название произведения отражает суть воззрений хуруфитов на природу человека (Адама) – святости человеческого лика как образа Божьего, на котором запечатлелись предвечные буквы-слова. Связь хуруфитов, с одной стороны, с эзотерическими кругами («батинитами») и, с другой стороны, с так называемым «народным исламом» и мессианскими (махдисткими) движениями наглядно предстает в исследуемом тексте. Идеи хуруфитов нашли выражение не только в письменных памятниках, но и в творениях архитектуры и живописи; однако выявление «хуруфитского следа» в культуре Османского государства еще далеко не завершено. Лектор: Юрий Анатольевич Аверьянов, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН. <iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/3O6cnrDRwMQ" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
кандидат исторических наук, доцент
Научные интересы: суфизм и суфийские братства; источники и историография Османской империи и Ирана, исламоведение, история культур...
Фонд Ибн Сины
Институт цивилизаций
Тегеранский университет
Университет имени Алламе Табатабаи
Лондонская академия иранских исследований
Культурный Центр Хайяма
Научно-исследовательский институт исламской культуры и мысли (Иран)
Дата:November 21
От: Рудгар Мохаммад-Джав...
Дата:February 28
От: Беренкова Наталья Ал...
Дата:December 12
От: Асади Насаб Мохаммад...
Дата:December 18
От: Андреев Артем Алексе...
Дата:December 27
От: Боруджерди Ашраф
Дата:January 17
От: Хедаятния Фараджулла
Дата:January 24
От: Мохаммади Али