«Книга страстной любви» («Ишк-наме») Фериште-оглу и ее место в культуре Османского государства

Основной партнер:
Фонд Ибн Сины

Фонд Ибн Сины

Бесплатно

  • Описание
  • Лектор(ы)
  • Партнеры
  • Похожие лекции

Описание лекции:

Абд аль-Маджид ибн Изз ад-Дин Фариште-заде (турецк. Фериште-оглу) родился в городе Тире близ Измира на эгейском побережье Малой Азии (греч. Феира; в древности – Тирра). О его жизни сохранилось немного сведений. Дату его кончины (864 г. хиджры/1459-60 г.) сообщает только поздний автор XIX в. Ходжа Исхак в своем антибекташийском трактате «Открыватель тайн и отвергатель зол», где он сообщает о том, что Фериште-оглу был учеником некоего Баязида, а тот в свою очередь – мюридом Шамс ад-Дина, одного из первых приверженцев и халифе Фазлаллаха Хуруфи. Фериште-оглу считается автором ряда произведений – «Книги страстной любви» («Ишк-наме»), словаря коранических терминов с переводом их на османско-турецкий язык под названием «Словарь Закона Божьего» («Лугат-и Канун-и иляхи»), трактатов «Книга загробного мира» («Ахират-наме»), «Книга наставлений» («Хидайат-наме») и «Книга снов» (Хаб-наме»). Все они представляют собой изложение учения хуруфитов на основе трудов самого Фазлаллаха. «Ишк-наме» представлено в турецких библиотеках многочисленными рукописями, из которых самая ранняя – рукопись из библиотеки Сулейманийе в Стамбуле датирована 857 г.х./1453 г. Всего известно не менее 65 списков «Ишк-наме», что говорит об особом значении этого труда для османских хуруфитов и бекташи. «Ишк-наме» состоит из введения и 32 глав (по числу букв персидского алфавита). Название произведения отражает суть воззрений хуруфитов на природу человека (Адама) – святости человеческого лика как образа Божьего, на котором запечатлелись предвечные буквы-слова. Связь хуруфитов, с одной стороны, с эзотерическими кругами («батинитами») и, с другой стороны, с так называемым «народным исламом» и мессианскими (махдисткими) движениями наглядно предстает в исследуемом тексте. Идеи хуруфитов нашли выражение не только в письменных памятниках, но и в творениях архитектуры и живописи; однако выявление «хуруфитского следа» в культуре Османского государства еще далеко не завершено. Лектор: Юрий Анатольевич Аверьянов, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН. <iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/3O6cnrDRwMQ" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>

Лектор:

Аверьянов Юрий Анатольевич
Аверьянов Юрий Анатольевич

кандидат исторических наук, доцент

Научные интересы: суфизм и суфийские братства; источники и историография Османской империи и Ирана, исламоведение, история культур...

Партнеры:

Лекции, которые могут вам понравиться

Знакомство с исламским мистицизмом (‘ирфан)

Дата:November 21

Знакомство с исламским мистицизмом (‘ирфан)

От: Рудгар Мохаммад-Джав...

Бесплатно
Подробнее
Знакомство с ирано-исламскими рукописями

Дата:November 28

Знакомство с ирано-исламскими рукописями

От: Азими Хабибулла 

Бесплатно
Подробнее
Философия мистической интерпретации Корана

Дата:December 12

Философия мистической интерпретации Корана

От: Асади Насаб Мохаммад...

Бесплатно
Подробнее
Историография и религия

Дата:December 20

Историография и религия

От: Араб Салехи Мухаммад...

Бесплатно
Подробнее
Мистицизм и взгляды аятоллы Месбаха-Йезди

Дата:February 03

Мистицизм и взгляды аятоллы Месбаха-Йезди

От: Фанаи  Эшкевари

Бесплатно
Подробнее