Сейид Имад ад-Дин Насими и его связь с учением хуруфитов

Основной партнер:
Фонд Ибн Сины

Фонд Ибн Сины

Бесплатно

  • Описание
  • Лектор(ы)
  • Партнеры
  • Похожие лекции

Описание лекции:

Одним из самых выдающихся сторонников учения Фазлаллаха Астрабади был гениальный поэт и проникновенный философ, мистик, внесший свою лепту в традицию литературного творчества на языке тюрок-огузов, распространенном на территории державы Кара-Коюнлу (Азербайджан, Армения, Курдистан, Халеб, Джезира – Месопотамия), Сейид Имад ад-Дин Насими (ок. 1347/1370 – 1404/1418 гг.), чья биография окутана легендами и чей жизненный путь, во многом, стал повторением жизни великого багдадского суфия-мученика Хусейна ибн Мансура аль-Халладжа (858 – 922 гг.). Сведения о Насими имеются во многих литературных антологиях (тазкире) и в агиографических памятниках (манакиб), но они скудны и противоречивы. Родился ли он в Багдаде, Тебризе, Шемахе или Амиде? Даже на этот счет нет полной определенности, как и по поводу даты его трагической кончины. В начале своего пути Насими, скорее всего, придерживался учения суфиев («школы аш-Шибли», т.е. разновидности багдадского суфизма). Уже в юности он преклонялся перед подвигом аль-Халладжа. Не совсем ясно, где и когда произошла встреча Насими с наставником Фазлаллахом Наими, который вовлек его в движение хуруфитов и даже, как думают, выдал за него одну из своих дочерей. Насими проводил жизнь в странствиях, переселялся из страны в страну, проповедовал свои взгляды и учение Фазлаллаха иногда тайно, иногда открыто, и, обладая даром убеждения и талантом, обращал на стезю хуруфизма и эмиров, и простых ремесленников и торговцев. Духовные искания и борения Насими нашли яркое выражение в его пламенных газелях и касыдах, собранных затем его приверженцами и сведенных в два его «Дивана» — на огузско-тюркском и на персидском языках. Бог для Насими одновременно является и прекрасным Возлюбленным, к которому устремлены все его помыслы; и его пиром Фазлом, возвещающим Истину; и им самим, поскольку мир сокровенного (алам аль-гайб), по мысли Насими, совпадает с нашим тварным миром (каинат). Пречистая Сущность Бога содержит в себе Самой, внутри себя, все частицы мироздания. О сочетании в наследии Насими суфийских, шиитских, а также, вероятно, неисламских идей (имеющих связь с гностицизмом, маздаизмом и индуизмом) пойдет речь в нашей лекции.

Лектор:

Аверьянов Юрий Анатольевич
Аверьянов Юрий Анатольевич

кандидат исторических наук, доцент

Научные интересы: суфизм и суфийские братства; источники и историография Османской империи и Ирана, исламоведение, история культур...

Партнеры:

Лекции, которые могут вам понравиться

Знакомство с исламским мистицизмом (‘ирфан)

Дата:November 21

Знакомство с исламским мистицизмом (‘ирфан)

От: Рудгар Мохаммад-Джав...

Бесплатно
Подробнее
Знакомство с ирано-исламскими рукописями

Дата:November 28

Знакомство с ирано-исламскими рукописями

От: Азими Хабибулла 

Бесплатно
Подробнее
Философия мистической интерпретации Корана

Дата:December 12

Философия мистической интерпретации Корана

От: Асади Насаб Мохаммад...

Бесплатно
Подробнее
Историография и религия

Дата:December 20

Историография и религия

От: Араб Салехи Мухаммад...

Бесплатно
Подробнее
Мистицизм и взгляды аятоллы Месбаха-Йезди

Дата:February 03

Мистицизм и взгляды аятоллы Месбаха-Йезди

От: Фанаи  Эшкевари

Бесплатно
Подробнее