Юродивые-шейхи в мусульманской агиографии XXI века: Вагуф-Буба из с. Луткун в Южном Дагестане

Основной партнер:
Фонд Ибн Сины

Фонд Ибн Сины

Бесплатно

  • Описание
  • Лектор(ы)
  • Партнеры
  • Похожие лекции

Описание лекции:

Во время экспедиций в Южный Дагестан летом и ранней осенью 2021 и 2022 гг. автору этого доклада удалось собрать новые интересные материалы о постсоветской мусульманской агиографии начала XXI века. Изучаемый край содержит множество разновременных святилищ, часть из которых почитается до сих пор, а часть заброшена и забыта. Тех, чьи могилы или места памяти почитаются тут как святые места (пир, зийарат), можно разделить на четыре группы: это арабы-исламизаторы, мусульманские ученые-‘алимы, суфии разных братств (тарикатов) и отдельные юродивые (как мужчины, так и женщины). Если первые три типа неплохо изучены, то последний еще требует специального исследования. Не вполне понятно, какую роль в нарративах о ставших аулийа’ юродивых играет исламское (и книжное вообще) знание, которого они были лишены до смерти, как в этих нарративах представлены отношения принимающих паломников общин верующих с властями (государством, муфтиятом, улемами и суфиями), есть ли отличия в чудесах-карамат, совершаемых юродивыми-аулийа’, в чем особенности материальной религиозности их культа. В кейсе наиболее популярного из святых-аулийа’ Южного Дагестана, юродивого Вагуф Буба (ум. 1972) из колхоза лезгинского селения Луткун, похороненного рядом с пиром средневековых арабских исламизаторов Гаджи и Мусы, переплелись несколько нарративов. Во-первых, это советское и исламское прошлое в культурной памяти паломников и хранителей наиболее популярных святилищ. Во-вторых, юродивый включен в суфийские сети и нарративы. Наконец, важно понять, как в рассказах о чудесах Вагуф Буба воплощается постсоветское десекуляризированное настоящее, что меняется в соперничающих версиях его агиографии от рассказчика к рассказчику, какие религиозные практики связаны с двумя его святыми местами. Все перечисленные выше нарративы отражаются в семантике сакрального пространства святилищ, в котором можно выделить ряд различных по совершаемым здесь обрядам и вместе с тем степени святости стоянок-манзил, которые в своей совокупности составляют обычный путь паломника. При всей консервативности культа святых, его герои, нарративы (и практики паломничества) динамично меняются в последние полвека.

Лектор:

Бобровников Владимир Олегович
Бобровников Владимир Олегович

кандидат исторических наук, ведущий научный сотруд...

Научные интересы: новая имперская история, социальная и правовая антропология сельской мусульманской общины на российском Кавказе,...

Партнеры:

Лекции, которые могут вам понравиться

Знакомство с исламским мистицизмом (‘ирфан)

Дата:November 21

Знакомство с исламским мистицизмом (‘ирфан)

От: Рудгар Мохаммад-Джав...

Бесплатно
Подробнее
Знакомство с ирано-исламскими рукописями

Дата:November 28

Знакомство с ирано-исламскими рукописями

От: Азими Хабибулла 

Бесплатно
Подробнее
Философия мистической интерпретации Корана

Дата:December 12

Философия мистической интерпретации Корана

От: Асади Насаб Мохаммад...

Бесплатно
Подробнее
Историография и религия

Дата:December 20

Историография и религия

От: Араб Салехи Мухаммад...

Бесплатно
Подробнее
Мистицизм и взгляды аятоллы Месбаха-Йезди

Дата:February 03

Мистицизм и взгляды аятоллы Месбаха-Йезди

От: Фанаи  Эшкевари

Бесплатно
Подробнее